Минфин России разъяснил порядок учета пожарных лестниц

Нормами СНиП 21-01-97 и положениями Свода правил СП 1.13130.2009 предусмотрено, что тушение возможного пожара и проведение спасательных работ обеспечиваются конструктивными, объемно-планировочными, инженерно-техническими и организационными мероприятиями. В частности, к ним относится устройство наружных пожарных лестниц. Поэтому сопутствующие установке закрытой пожарно-эвакуационной лестницы работы, а также работы по пристрою лестницы можно учитывать как одно из мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности в здании (Письмо Минфина России от 8 мая 2020 г. № 02-08-10/38522).

Специалисты Минфина России рассмотрели вопрос о порядке учета пожарных лестниц.

С их точки зрения, наружную пожарную лестницу можно считать предметом комплекса конструктивно-сочлененных предметов, предназначенного для выполнения определенных функций, – для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре – только в составе здания, а не самостоятельно. Поэтому, основываясь на положениях Градостроительного кодекса РФ, Минфин России предлагает капитальные вложения по приобретению и устройству / монтажу рассматривать как реконструкцию здания, оплачивать по КОСГУ 310 и в соответствии с нормами Инструкции № 157н отражать на счете 0 106 01 000 “Вложения в основные средства”. Что касается применения КВР для учета таких расходов, то здесь, по мнению ведомства, возможны варианты:

  • КВР 414 “Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства…” – если такие расходы включены в состав затрат, предусмотренных сметной стоимостью реконструкции;
  • КВР 243 “Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта…” – в случае включения их в состав затрат, предусмотренных сметной стоимостью капитального ремонта;
  • КВР 244 “Прочая закупка товаров, работ и услуг” – когда расходы приобретению и устройству/ монтажу пожарной лестницы включены смету строительно-монтажных работ, не относящихся к реконструкции и капитальному ремонту.

Однако увеличение стоимости здания на сумму расходов по установке наружной металлической лестницы с большой долей вероятности вызовет вопросы у ревизоров. И вышеизложенные разъяснения Минфина России вряд ли убедят проверяющих – само ведомство неоднократно подчеркивало, что такие письма не содержат методических рекомендаций или системных разъяснений, а лишь отражают позицию относительно предметно рассмотренного вопроса заявителя и носят адресный и информационный характер. Это во-первых. Во-вторых, увеличение стоимости недвижимого имущества повлечет увеличение размера налога на имущество, что в контексте данной ситуации ревизоры могут рассматривать как неэффективное расходование средств.

Сама по себе установка пожарных лестниц, как и пандусов, подъемников и иных наружных конструкций, наличие которых связано с нормативными предписаниями, вовсе не означает, что на сумму этих расходов нужно обязательно увеличивать стоимость здания. Относить ли те или иные работы к реконструкции/ достройке/ дооборудованию здания или нет – вопрос профессионального суждения соответствующих специалистов. Четкой границы, позволяющей с уверенностью назвать конкретные работы реконструкцией или дооборудованием, не существует – решать должны компетентные лица исходя из того, меняются ли в результате проведения этих работ существенные характеристики здания.

Но на наш взгляд, называть установку металлической пожарной лестницы реконструкцией в том ее понимании, которое установлено Градостроительным кодексом РФ, неверно. Более правильным будет рассматривать установку пожарной лестницы в качестве работ, осуществляемых в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации/ содержанию имущества и относить их на подстатью 225 “Работы, услуги по содержанию имущества” КОСГУ. Либо же, если речь идет об оплате только монтажных работ, – на подстатью 226 КОСГУ.

Источник